Технологические особенности горозонтального бурения.

Технология ГНБ

С технологической точки зрения процесс прокладывания подземных коммуникаций с использованием метода горизонтально-направленного бурения (ГНБ) можно разделить на ряд этапов. Это: - подготовительный этап, бурение пилотной скважины, расширение скважины, протягивание трубопровода и в заключении сдача проекта заказчику. Более подробно о каждом из перечисленных этапов рассказано далее…

Подготовительный этап.

Изучаются внешние факторы: свойства и состав грунта, трасс и расположение существующих подземных коммуникаций. Осуществляется соглосование и оформление необходимых документов и разрешений на осуществление подземных работ. В отдельных случаях производиться выборочное зондирование (возможно шурфление) грунтов. Формируется план-схема будущего бурения.

Бурение пилотной скважины.

Бурение пилотной скважины осуществляется при помощи породоразрушающего инструмента — буровой головки со скосом в передней части и вмонтированным распылителем бурового раствора. Буровая головка соединяется с гибкой приводной штангой с помощью полого корпуса, что позволяет управлять процессом бурения и обходить подземные препятствия, обнаруженные на предыдущем этапе, причём в любом направлении в пределах естественного изгиба протягиваемой рабочей нити. Буровая установка оснащена устройством подачи бурового раствора которое соединяется с распылителем в буровой головке. Буровой раствор после подачи в скважину образует суспензию с размельченной породой, что уменьшает трение на буровой головке и штанге, предохраняет скважину от обвалов, охлаждает породоразрушающий инструмент, разрушает породу и очищает скважину от ее обломков, вынося их на поверхность. В процессе бурения расположение буровой головки отслеживается в режиме реального времени с помощью радиоаппаратуры.

Для передачи телеметрической информации в буровую головкувмонтировано радиопередающее устройство. Сигналы от этого устройства принимаются о обрабатываются контролером входящим в состав буровой установки. Таким образом оператор буровой установки постоянно имеет информацию о местоположении, уклоне азимуте буровой головки. В случае отклонения буровой головки от проектной траектории оператор останавливает вращение буровых штанг и производит действия необходимые для коррекции траектории (устанавливает скос буровой головки в нужном положении после чего осуществляется задавливание буровых штанг без вращения). После вывода буровой головки в точке определённой проектом (на противоположенном конце скважины) строительство пилотной скважины завершается.

Расширение скважины.

После завершения пилотного бурения буровая головка отсоединяется от буровых штанг к которым вместо неё крепиться расширитель обратного действия (риммер). С помощью тягово-вращательного усилия риммер протягивается через створ скважины к буровой установке. Таким образом пилотная скважина приобретает диаметр необходимый для протаскивания трубопровода (как правило +20-30% к диаметру трубопровода).

Протягивание трубопровода.

Процесс протягивания трубопровода по своей сути схож с процессом расширения скважины. Его особенность состоит в том, что к риммеру с помощью согласующего устройства присоединяется готовая к протягиванию плеть трубопровода. Согласующее устройство сохраняя тяговое усилие с помощью вертлюга предотвращает вращение плети трубопровода. Таким образом трубопровод протягивается вслед за риммером и располагается в скважине.

Сдача проекта заказчику.

Этот этап заключается в сдаче заказчику исполнительной документации, в которой представлена детальная информация о месторасположении уложенного трубопровода (информация предоставляется о местоположении трубопровода в различных плоскостях с обязательным указанием «привязок» к ориентирам на местности).